Китай гигантский дракон, пробудившийся после долгого сна, изрыгающий смрад химических заводов, сталелитейных заводов, угольных и атомных электростанций на тусклую и изнуренную сельскую местность.
Это не самое очаровательное место.
Страна, которая спешит догнать энергоемкий, технологически движимый мир после того, как проспала большую часть 20 -го века, по-видимому, требует создания маскирующей солнце, обжигающей горло, слезящейся грязи, которая выбрасывается в бледное небо. Сложите несколько старых Питтсбургов, добавьте индустриализацию эпохи Диккенса, добавьте Лос-Анджелес в его самом смоговом состоянии, как и должно быть с таким гигантом, как Китай , умножьте на коэффициент X. Это может дать вам представление о том, насколько атмосфера обременена промышленными отходами.
Нет, это не очаровательное место. Лучше посмотрите его волшебные фильмы и застолбите чудесный дворец димсамов недалеко от вашего места жительства. Прочтите этикетку на ваших новых джинсах или на вашем новом телевизоре. Это Китай пока достаточно.
Конечно, заявляю об этом после нескольких дней езды по средней части страны. это как слепой, который называет слона веревочным, извивающимся существом, крепко держась за его хвост. Даже та малая часть, которую я видел, не была чем-то единым; Китай контрастен как символ инь-ян и как полностью един. Нет, Китай не очарователен, но он, даже мой небольшой взгляд на него, завораживает.
Чудесно, Китай Отели даже в провинциальных городах могут быть такими же мраморными и с большими люстрами, как и в любой западной столице. Действительно, можно сказать, что там, где китайцы догнали Запад, они сравнялись с ним, даже превзошли его. Там, где они отстают, они все еще далеко позади. Судя по уродливым деревенским фасадам, странно оштукатуренным продолговатой белой плиткой, что перед многими шоссе еще многое предстоит сделать. А некоторые более крупные города прокляты свидетельствами былой близости к СССР, который экспортировал полезную техническую помощь и раннюю коммунистическую архитектуру в Китай . Результатом являются большие бульварные въезды в неуклюжие, квадратные провинциальные города с мрачными многоквартирными домами и якобы величественными официальными зданиями.
21-й действительно может стать веком Китай но, вероятно, только те, кто родился сейчас или позже, вероятно, увидят это в своей жизни. Как гласит китайская легенда, гору можно сдвинуть ведром за ведром, но это требует, помимо множества старательных рук, также много времени.
Китай есть и то, и другое.
Китай все еще страна, которая в основном передвигается на двух и трех колесах. Или пешком. Неутомимые пешеходы и толкатели педалей. Грузовики всех размеров, многие из которых массивные, большинство из которых явно перегружены, по-прежнему являются наиболее распространенными транспортными средствами на автомагистралях, но частные автомобили, болезненное желание молодых богачей, быстро растут, как будто они амебы, делящиеся и делящиеся.
Автосалон в Пекин , крошечную часть которого я видел, претендует на звание крупнейшей в мире. И Китай теперь превзошел Японию, став вторым (к НАС ) крупнейший потребитель автомобилей.
И такие машины. О да, маленькие экономичные машины по-прежнему пользуются наибольшим спросом, но Cadillac увеличил пространство на заднем сиденье, чтобы привлечь владельца с шофером. Mercedes представил новый Maybach, свой автомобиль сверхвысокого уровня, на Пекин шоу. И я видел на шоссе и в городе так много Ауди А6, все черные, что я подумал о школьниках в форме, бегающих туда-сюда после уроков.
Ой-ой-ой, но деньги — это мощный стимул. Компании карабкаются друг на друга, пытаясь укрепить свои позиции на скользких камнях китайской коммерции. Тьфу-тьфу, позерство, притворство, толчки локтями. Тем не менее, многие из них будут скатываться в пропасть, поскольку рынок продолжает расти и взрослеть. И можете быть уверены, что китайские компании, уже демонстрирующие способность быстро учиться, будут распространены среди оставшихся.
И облако вопросительных знаков, должно быть, поднимается из могилы Мао.
Что касается автомобильного рынка, на ум приходит мультяшная картинка: американские автопроизводители оглядываются, как японцы их догоняют; японцы теперь оглядываются на быстрое улучшение корейцев, а затем все поворачиваются, чтобы поглазеть на китайцев. Они увеличили ритм, церемониальные барабанщики набирают темп?
Мы проходим в Пекин ряд за рядом припаркованных велосипедов; эта линия переходит в более внушительные ряды мотороллеров и мотоциклов. Большинство владельцев этих двухколесных транспортных средств жаждут добавить еще два колеса. Машину, машину! И многие из них в течение следующего года или двух получат одну. И когда вы говорите «много», имея в виду китайцев, вы имеете в виду много, много, много.
Затем я перевожу взгляд с припаркованных двухколесных транспортных средств на улицы Пекин забит машинами, автобусами и грузовиками и качаю головой. Двухколесные и двуногие. Пешеходы просто выходят на дорогу, чтобы перейти ее, где им вздумается, спокойно, хотя и настороженно пробираясь сквозь пробки. По крайней мере, молодые так делают. Я вижу пожилую женщину, похожую на эссу от волнения, которую тащит между грузовиками и такси ее дочь в синих джинсах и сапогах до колен, развевающая волосы. Или внучка. Уверенная, шикарная, на своем пути и тащащая за собой бабушку. Метафора заставляет меня улыбаться — не отставай или тебя переедут.
На городских улицах уже нет места для новых автомобилей, ни движущихся, ни припаркованных. Особенно учитывая предприимчивый, свободный стиль вождения китайцев. Если есть зазор, достаточно большой для того, чтобы поместилось одно крыло, кто-то его туда поставит. А затем кто-то другой поставит свое крыло прямо рядом с ним. Это культура, привыкшая к лобовому столкновению, и нахождение в машине этого не меняет. Нет никакого чувства первоочередного права на пространство, очереди в ожидании упорядоченного щелчка на повороте; если водитель видит квадратный фут кратковременной пустоты, он ставит туда колесо — или переезжает. Как ни странно, короткое предупреждение гудка, объявляющего о более раннем треске, мгновенно останавливает движение. И без всякой злобы.
Еще одна странность: во всей этой тесной борьбе за место, казалось, было мало напряжения. Нетерпение встречается редко. Я не видел грубой жестикуляции, как Италия , не слышали громкого голосового обмена. Даже когда автобус-шаттл, в котором мы были пассажирами, резко остановился перед девочкой на велосипеде, подвергая ее благополучие опасности, она просто выглядела скорее раздраженной, чем разгневанной, и она спасла себя. Западные люди в автобусе были гораздо более выразительны в неодобрении.
И когда на шоссе мы попали в то, что наши внутривагонные коммуникации назвали 20-километровой пробкой, вызванной «забастовкой водителей грузовиков», исключительно сомнительное объяснение, которое никогда не было объяснено подробнее, водители вокруг нас — все пойманные, как виноград в заливном — казались скорее ошеломленными, чем рассерженными на ситуацию. Был найден полицейский в маркированной машине, который должен был провести нашу группу седанов E-320 CDI Mercedes-Benz по проселочным дорогам, некоторые из которых были грубо заасфальтированы, а некоторые узкие и недавно заасфальтированы, чтобы объехать забитое шоссе.
Кто-то заметил на этой проселочной дороге новый жилой массив, простой, одноэтажный и довольно привлекательный по сравнению с гигантскими блоками русского типа, название «Джексонхол».
Наши машины, многие из которых были ярко раскрашены, перевозили экипажи из разных стран. Машины проделали весь путь от Париж пересечение двух континентов и покрытие почти 8000 миль, хотя немногие из участников совершили всю поездку. Наша группа взяла на себя наш дизель Bluetec в Ланьчжоу , город с населением в три миллиона человек на берегах Хуанхэ-Ривер , для пятого и последнего этапа так называемого «Ощущения E-класса».
Этот участок непроходимого маршрута, заблокированного грузовиками, был на наш третий день. Мы остановились на ночь в Ухае, а затем в Хух-Хото , столица Внутренняя Монголия . (И в Монголия (Мы великолепно поужинали монгольским хот-потом.) Мы направлялись в Бадалин, расположенный недалеко от Великой Китайской стены и всего в 80 километрах от Пекин . Проехав поодиночке между остановками, лишь изредка замечая другие машины, мы в сопровождении полиции отправились в Пекин .
Шоссе были похожи на водные пути для плавания с разнообразными видами морской жизни, или так я подумал в какой-то момент, когда наш Mercedes, похожий на акулу, проносился по широким пространствам, оставленным грузовиками, с соответствующим превосходством. Разные другие машины на дороге делали то же, что и мы, но в более медленном темпе. Мы с уколом вины проехали мимо некоторых наших товарищей по треккингу, двигавшихся относительно степенно; они помнили о награде за лучший пробег по топливу, а мы здесь хлебали прекрасное импортное дизельное топливо Aral и, безусловно, снижали средний показатель по автопарку. Неважно: он в любом случае был более 30 миль на галлон.
В Bluetec под номером 11 со мной ехал Джо ДеМатио из журнала Automobile . Помимо того, что он был дружелюбным парнем, его привычки вождения и мои были совместимы. Поскольку мы ехали плавно на скоростях, я бы не осмелился рассмотреть возможность межштатных автомагистралей в НАС Мы были настоящими напарниками, предупреждающими друг друга о вещах, представляющих интерес, и возможных проблемах.
Главной из этих проблем были те, кого я называл «собирателями и уборщиками». Собиратели подбирали мусор после перегруженных угольных грузовиков, которые — хотя и были закрыты — все равно время от времени роняли небольшие черные комки по пути. Откуда-то из, казалось бы, пустого, сурового пейзажа появлялись люди, чтобы забрать эти куски для своих домашних решеток.
Официально уборщики были одеты в оранжевые комбинезоны или жилеты и вооружены метлами длиной с ведьму, которыми они медленно подметали обочины платных дорог. О, как медленно они подметали! Вы могли видеть этих одиноких уборщиков примерно через каждую милю. Может быть, велосипед поблизости.
Тот из нас, кто сидел за рулем, когда водитель прижимался к обочине, чтобы обогнать грузовик, кричал: «Уборщик» или «Нет уборщика». Или, может быть, «Возьмите его». Это напомнило мне о днях моих ралли.
На третий день мы ехали на хорошо управляемом Nissan Fuga, эквивалентном Infiniti M35, и когда нас настигла пробка из грузовиков, мы были около машины с единственным пассажиром. Когда мы все вышли, чтобы оглядеться по обочине или забраться на крышу грузовика, чтобы получше рассмотреть заблокированную дорогу, я помахал рукой явно преуспевающему водителю Fuga. « Хен хоа », — сказал я, имея в виду, что, по-моему, он хорошо водит.
Он был доволен, но подумал, что я говорю о его машине, и широко улыбнулся. Все время, пока нас останавливали, вооруженный мягкой тряпкой, он протирал свою Fuga. Так же гордился автомобилем, как любой американец в круизную ночь. Очевидно, он мог позволить себе водителя, но предпочитал делать это сам — ненормально для недавно разбогатевших китайцев.
Перед отъездом Санта-Фе для Китая я купил полдюжины футболок Walgreen с Нью-Мексико карты на них. Когда случай казался подходящим, я вручал один достойному человеку. Один достался водителю моторизованного велосипеда, который был неподалёку, когда нас остановило движение. Его улыбка обнажила зубы, похожие на редкий штакетник, один из которых находился около угольной электростанции. Он знал слово «футболка» и разложил подарок на груди. К сожалению, на моей картинке сцены был больше затылок Джо.
Еще несколько молодых женщин-сборщиц были получателями. Суровые и деловые в своей форме, когда я сунул им рубашку, их недоумение переросло в широкую улыбку, когда они поняли, что эта футболка предназначалась им.
Мне забавно думать, что разбросанные по всему маршруту от Ланьчжоу к Пекин полдюжины ярких футболок с надписью Rte. 66 и Нью-Мексико Карта штата. Мне еще больше смешно думать, что некоторые из этих рубашек были сделаны в Китае, и по крайней мере одна в, о боже, Тайвань .Итак, где-то недалеко от места пересечения Желтой реки и Шелкового пути Мао Цзэдун встречает Чан Кайши с картой Нью-Мексико .
И они добрались туда на немецкой машине.